Архив рубрики: культура

Ежик в тумане (Советский психодел)

Композиция сказки \»Ежик в тумане\» построена на пространственном перемещении главного героя вдоль границы двух миров — реального и потустороннего. Ежик отправляется в путь в сумерках, в период перехода от дневного света к ночной тьме. Самое главное существо, ради которого Ежик спускается в туман, — Белая Лошадь, утонувшая в тумане по грудь, имеет белую масть, что сразу переводит ее в систему образов загробного мира. Конь не только в религии, но и в сказках представляется заупокойным животным. Основная функция коня — посредничество между двумя царствами. Поэтому стремление Ежика узнать, что происходит с лошадью, можно оценивать как интерес к явлениям потустороннего мира, а само путешествия героя сказки — как Путь познания, проходящий через границу двух миров.
Символом такого знания становится встреченное ежиком дерево — огромный Дуб. Это яркий образ Мирового Древа, которое топографически проходит сквозь границы трех миров — хтонического, земного и небесного, являя собой структуру Космоса.
Величие дерева так потрясает Ежика, что он теряет узелок с малиновым вареньем для Медвежонка — волшебный предмет, символизирующий связь героя с реальным миром. Находит и приносит узелок Собака — существо, являющееся проводником в царство мертвых (египетский Анубис).
На пути в тумане ежику встречается Река — важный мифологический символ, элемент сакральной топографии. ежик падает в воду, переживая своего рода смерть (его понесло по течению). Но и в реке обнаруживается добрый дух — безмолвно говорящая невидимая рыба, как некий эквивалент нижнего мира, царства мертвых. Рыба выносит Ежика на другой берег, на землю — средний мир, центр космоса и начало жизни.
Целью путешествия Ежика была встреча с Медвежонком — они вместе считали звезды (символ верхнего мира в архаической мифологии). В этом виден мотив познания, и одновременно подтверждение другого сакрального знания — о бессмертии. Ярким подтверждением такого знания являются постоянно сгорающие в огне можжевеловые веточки, на которых Медвежонок (еще один архаичный хтонический символ) ставит самовар. С можжевельником в мифологических представлениях устойчиво связывается символика смерти и ее преодоления как начала вечной жизни. Ежик настолько потрясен открывшейся для него картиной вселенной, что остается безучастным к действиям Медвежонка и продолжает размышлять о действиях Белой Лошади в тумане, т.е. его сознание продолжает оставаться на границе двух миров, на зыбкой грани сознательного и бессознательного осмысления бытия.(С) Читать далее Ежик в тумане (Советский психодел)

О высоком

в грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжёлых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство…
(Есенин С.)
#
искусство, как вода…нельзя удержать, но, если прозевал момент, вылавливай другой…
#
Вдохновение, как шлюха – не воспользуешься, уйдёт к другому
#
Чем выше у мошенника актёрский талант, тем ниже его человеческое достоинство…

Читать далее О высоком